ИМИДЖ как часть корпоративной культуры

Редко кто сейчас не использует такие понятия, как имидж и корпоративная культура Всегда ли мы подразумеваем одно и то же, говоря эти столь популярные слова. Давайте попробуем разобраться в понятиях.
Правила поведения, как официальные, так и неофициальные, сложилось в профессиональных сообществах еще в Средние века в купеческих гильдиях, причем нарушение этих правил зачастую вело к исключению. Уже тогда у такого рода сообществ имелись внешние атрибуты: покрой одежды, цветовое решение, поведенческие знаки.
Сейчас к корпоративной культуре относятся практически все те компоненты, которые характеризуют любую культуру вообще. Это: система ценностей, правил, нормы поведения., мифы. Легенды, традиции, обычаи, ритуалы, способы передачи информации, система взаимоотношений. Корпоративная культура включает в себя существование корпоративной символики, аксессуаров. К ним относятся такие вещи, как название, слоган, логотип. Солидные фирмы обязательно выпускают фирменные блокноты. Ручки, ежедневники, папки и даже посуду. Порой наличие таких атрибутов кажется незначительным, но, тем не менее, это мощный инструмент мотивирования сотрудников. Человек чувствует себя идентичным, принадлежащим к определенной социальной группе. Ведь у любой фирмы есть потребность в мотивации персонала, и не только в материальной. Такие понятия, как психологический климат, энтузиазм, доверительные отношения, не всегда можно выразить деньгами.
На современном рынке неценовая конкуренция является одним из весомых инструментов борьбы. Как известно, неценовая конкуренция осуществляется в основном с помощью PR-мероприятий . Поэтому очень важно сознательно заниматься корпоративной культурой, так как в противном случае она формируется стихийно из предыдущих коллективов.
Узнаваемый имидж является составляющей корпоративной культуры и выигрышным аргументом при насыщении рынка. Если же имидж складывается стихийно, это чревато или взрывом, или дополнительными затратами на его корректировку.
Важно понимать, что существует имидж фирмы, то есть то, что позволяет отделить одну компанию от другой, и имидж сотрудника. Вклад в имидж фирмы вносят как система торговых марок, так и аура, сопровождающая фирму. Корпоративный имидж находится в тесной взаимосвязи с имиджем сотрудников компании, особенно если речь идет о сотрудниках, работающих с клиентами, или на так называемом переднем фланге, так как именно такие работники в некоторой степени демонстрируют высокую степень процветания компании.
Имидж понятие целостное. Он направлен как вне – во внешний мир, так и внутрь организации. Имидж – это не просто внешние атрибуты, это множество нюансов, которые нельзя оставлять без внимания. Во-первых, это согласованность всех рекламных инструментов, во- вторых, это целостность стиля сотрудников, что включает в себя и стандарты одежды, и поведение (стиль разговора, деловой этикет. Проведение переговоров и совещаний). В- третьих, - интерьер офиса (мебель, декор) и наружное оформление.
Требования к внешности и поведению зависят, прежде всего, от того, чем занимается организация, кто ее клиенты и как фирма хочет выглядеть в глазах окружающих. Например. Банк или финансовая компания – традиционно один из самых серьезных видов бизнеса, где важно продемонстрировать надежность, приверженность традициям.
Поэтому во многих банках в «Корпоративном руководстве» описан не только стиль одежды сотрудников, но даже допустимые сочетания цветов.

Вообще в деловом общении важно учитывать следующие рекомендации:
  • Официальную обстановку, связанную с доведением исполнителю управленческого решения необходимо «подкреплять» строгим темным костюмом (но не черным).
  • Различные представительские функции осуществляются в одежде более светлых тонов с элементами. Способствующими запоминанию говорящего. Такими элементами может быть галстук с рисунком, зажим для галстука, запонки.
  • Виды делового общения, связанные с выработкой управленческого решения или обменом информацией (семинар, дискуссия, совещание и т.д.), сопровождаются более «демократичной» внешностью. Следует отметить, что одежда хотя и очень важный, но не единственный компонент внешности.
  • Неуместные жесты порой становятся настолько сильным барьером, что легче воспринимать партнера на слух.

    В корпоративном кодексе многих компаний четко сформулированы требования. Где-то они негласные и порой сложно скорректировать стиль сотрудников без помощи специалиста. В западной практике практически у любой фирмы. Даже среднего уровня, имеется профессиональный консультант по имиджу, а также в общую программу обучения включен тренинг по имиджу. В профессиональной литературе описано немало примеров, когда с изменением внешнего вида и манеры общения сотрудников повышалась эффективность работы, клиенты воспринимали совсем по-другому сотрудников и фирму в целом.
    Как можно выглядеть преуспевающе, не хвалясь при этом своими успехами? Ответ: посредством своего имиджа.
    Одежда, фигура, голос, поведение могут сказать многое уже в первые минуты встречи. Люди формируют свое мнение о Вас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд. Устраиваете ли вы презентацию перед коллегами, ведете ли переговоры – любом случае очень важно, какое первое впечатление вы производите.
    Неуместный внешний вид может оттолкнуть, если ваша одежда лишена изысканности, могут ли люди посчитать вас человеком творческим? Или если ваш голос звучит неуверенно, а жесты выдают нервозность. Посчитают ли вас неробким, солидным руководителем?
    Представьте компанию, которая заявляет о высоком качестве производимого товара, а ее сотрудники носят поношенную одежду. Насколько убедительно ли заявление?
    Или же компанию, занимающуюся креативной деятельностью, где сотрудники одеты почти идентично.
    Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы вы сами чувствовали себя комфортно и получали удовольствие от своего облика.
    Даже если пока нужный стиль не найден, надо постараться выглядеть более умелым. Более уверенным и заслуживающим доверия. Это будет помогать двигаться по карьерой лестнице. Удачным внешним видом, подкрепленным удачным голосом, поведением и мягкими телодвижениями, можно снискать признание и уважение.
    Если тема корпоративной культуры подымается в статьях сравнительно давно, то понятие «имидж» для деловой сферы у нас в стране пока еще недостаточно изучено. Хотя все больше и больше людей хотят выглядеть достойно и соответствующе своей деятельность. Имидж – это огромный и мощный ресурс, который нельзя оставлять без внимания. Эффективность правильно разработанного имиджа мы видим по результатам наших тренингов и консультаций, по отзывам руководителей фирм.


    Елена Рубан, менеджер по рекламе и PR имидж-агентства "Артэго"
    "Корпопативный отдых и обучение", октябрь, 2005


    Выставочный МОСТ - выставки, ярмарки России и мира.
    Статьи, пресс-релизы


  • лист хк