Лекарственный суверенитет и экономия бюджета: что может оценка технологий здравоохранения



В рамках XIII Петербургского международного форума здоровья ведущие эксперты отрасли в рамках панельной сессии "Практический опыт внедрения цифровых технологий в медицине" обсудили, как современные подходы к оценке технологий здравоохранения (ОТЗ) помогают выстраивать эффективную и экономически обоснованную систему лекарственного обеспечения от федерального уровня до конкретной клиники.
Общую линию задали доклады, посвященные системному видению ОТЗ. Профессор, д.м.н. Виталий Омельяновский, генеральный директор ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи" Минздрава России, заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, обозначил ключевые драйверы развития ОТЗ в России: от оценки дорогостоящих инноваций с неполной доказательной базой до задачи технологического суверенитета.
Он подчеркнул, что ОТЗ давно вышла за рамки чисто академического интереса и сегодня является неотъемлемой частью практического здравоохранения. "Результаты комплексной оценки применяются в самых разных сферах, — отметил он, — от улучшения клинической практики и разработки рекомендаций до ценообразования, возмещения стоимости лекарств и распределения ресурсов на региональном и даже госпитальном уровне".
Виталий Омельяновский обозначил перспективные направления развития ОТЗ в России. Среди них — внедрение оценки дополнительной терапевтической ценности, создание отдельного трека госзакупок для инновационных препаратов, формализация переговорного процесса о ценообразовании на основе данных ОТЗ, а также создание региональных центров ОТЗ для поддержки управленческих решений на местах.
Алексей Колбин, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии и доказательной медицины ФГОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова", посвятил свое выступление ключевому тренду в мировой экономике здравоохранения — использованию при принятии решений данных реальной клинической практики (RWD) и доказательств, полученных на основе клинической практики (RWE). Если в 2017 году только шесть агентств из шести стран имели политику по использованию RWE, то к 2022 году эта практика распространилась уже на 22 агентства из 21 страны. "Не все RWD станут RWE, — предупредил спикер. — Ключевой момент — это трансформация сырых данных в надежные доказательства". Он отметил, что в ЕАЭС уже создается дорожная карта руководств по RWE, что открывает новые возможности для регистрации и оценки препаратов.
Кирилл Матренин, заместитель начальника отдела развития и внешних коммуникаций ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи" Минздрава России, проиллюстрировал масштаб проблемы, требующей применения ОТЗ, на примере ожирения. Он привел данные, что около 40 млн россиян страдают от этого заболевания, а совокупные затраты государства достигают 500 млрд рублей в год, что делает борьбу с ожирением задачей федерального масштаба.
Взгляд региона: от теории к практике
Практическим аспектам внедрения ОТЗ на местах был посвящен блок выступлений, связанных с Санкт-Петербургом. Татьяна Тепцова, заместитель начальника отдела методологического обеспечения ОТЗ ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи" Минздрава России, детально разобрала задачи и структуру региональных центров ОТЗ, которые должны стать аналитическим ресурсом для принятия взвешенных управленческих решений. Она также отметила важность нового Постановления Правительства №871, которое с 2024 года дает регионам право голоса при формировании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Острую необходимость создания такого подразделения в Северной столице доказал на конкретных кейсах Андрей Павлыш, д.м.н., главный внештатный специалист — клинический фармаколог Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, профессор кафедры внутренних болезней, нефрологии, общей и клинической фармакологии с курсом фармации ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.
Он начал с тезиса о том, что Санкт-Петербург, как флагман отечественного здравоохранения, не может позволить себе принимать решения о финансировании медицинских технологий без собственного научно обоснованного регионального анализа. Свое утверждение он подкрепил анализом трех практических кейсов. Первый был посвящен совершенствованию системы экстемпорального аптечного производства. Андрей Павлыш указал, что создание сети аптечных производственных центров (АПЦ) могло бы решить проблему дефицита "нишевых" лекарств, обеспечить значительную экономию бюджета и повысить лекарственный суверенитет города.
Наиболее показательным стал кейс — анализ терапии рассеянного склероза дорогостоящими генно-инженерными биологическими препаратами (ГИБП). "Несмотря на высокую эффективность и минимальные затраты, назначение дивозилимаба в 2025 году составило около 7%", — привел данные Андрей Павлыш. Он показал, что неоптимальное распределение пациентов на терапию другими, менее эффективными препаратами привело к дополнительным затратам бюджета в 12 млн рублей, которых хватило бы на лечение еще 15 человек целевым препаратом.
"Инициирование работы по созданию в структуре Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга подразделения по оценке технологий здравоохранения станет серьезным шагом к построению научно обоснованной, финансово устойчивой и пациентоориентированной системы поддержки принятия решений для здравоохранения Северной столицы России", — заключил Андрей Павлыш.
Дмитрий Лисовец, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, поделился опытом использования больших данных для управления финансами в ОМС. Внедренная система анализа 500 млн записей помогла среди прочего сократить расходы на межтерриториальные расчеты на 43% — с 1,03 млрд до 585 млн рублей.
Экономика и доступность: взгляд производителей и заказчиков
Вопросы финансирования и логистики заняли центральное место в другой группе выступлений. Александр Быков, директор по экономике здравоохранения группы компаний "Р-Фарм", указал на ключевую проблему: разрыв между регистрацией препарата и его полной доступностью в системе ОМС может достигать 7 лет. Он предложил конкретные законодательные инициативы для синхронизации этих процессов.
Константин Перов, директор АНО ДПО "Институт конкурсных технологий", развеял популярный миф, заявив, что "закупка не ЖНВЛП не требует решения ВК заранее". Он представил слушателям практические алгоритмы закупки инновационных препаратов в рамках 44-ФЗ, включая срочные закупки для конкретного пациента.
Дмитрий Юрочкин, заместитель заведующего лабораторией регуляторных отношений и надлежащих практик ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России, обосновал экономическую целесообразность развития экстемпорального производства. Его расчеты показали, что организация централизованного изготовления 15 препаратов может сэкономить бюджету Санкт-Петербурга до 96,4 млн рублей в год.
Доказательная медицина: методы и пациенты
Завершили сессию доклады, сфокусированные на предметных исследованиях для посвященных в науку. Ева Ковалёва, старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России, к примеру, представила результаты метаанализа по терапии детского ожирения, указав на схожий профиль безопасности аналогов GLP-1 и необходимость расширения инструментария педиатров. Ольга Мироненко, менеджер по оценке технологий здравоохранения компании "Биокад", погрузила аудиторию в сложный мир параметрических моделей выживаемости, объяснив, что это не "магический кристалл", а инструмент для прогнозирования долгосрочных результатов, требующий критического осмысления и внешних данных для валидации.


#Выставка #Конференция #Ярмарка #Конгресс #Exhibition #Fair #Congress #vmost #rsoft #рсофт

ЭкспоФорум-Интернэшнл , 16.10.2025, 13:25

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >