Сельский туризм: преодолевая барьеры



В рамках XXXIV Международной агропромышленной выставки "АГРОРУСЬ-2025" прошел III Международный форум "Сельский/аграрный туризм сквозь призму традиций и культурного наследия: "От земли к столу". Мероприятие собрало представителей органов государственной власти, экспертов и предпринимателей из разных регионов России, которые обсудили возможности развития и представили самые интересные кейсы в сфере сельского туризма.
"Сельский туризм набирает обороты и демонстрирует востребованность у людей. Это направление поддерживает Правительство, Президент Российской Федерации. Это очень важно", — подчеркнула в своем выступлении к.филос.н., доцент СПбГАУ, основатель форума по сельскому туризму Александра Карцева.
Например, только в Ленинградской области на поддержку малых хозяйств ежегодно выделяется более 600 млн рублей в рамках разных программ и грантов, отметил директор Агентства по обеспечению деятельности АПК Ленинградской области Евгений Курц.
Крупные федеральные проекты, такие как Кенозерский национальный парк (Архангельская область), вошедший в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2024 году, только подтверждает успех комплексного государственного подхода.
По словам заместителя директора парка Ольги Клишевой, бюджет национального парка состоит из двух частей — бюджетной и внебюджетной (доходы от туристов). Однако это не отменяет заслуг работников парка. Например, в 90-х годах прошлого столетия работа над созданием уникального заповедника началась с ремонта обычной школы. Это потребовалось, чтобы люди продолжали жить на уникальной территории. И только потом началась реконструкция памятников деревянного зодчества. Сейчас на территории Кенозерского национального парка проживает 1,7 тыс. человек, среди них есть и штатные работники парка, и экскурсоводы, и фермеры. Последних пока всего несколько человек, но, как говорит Ольга Клишева, в этом направлении идет работа. Парк даже запатентовал специальную торговую марку для производства пищевых товаров.
О том, как государство поддерживает сельский туризм, рассказала руководитель Центра компетенций Минсельхоза Карелии Наталья Плеканчук. Локомотивом выступают госучреждения или органы власти, которые прилагают усилия для создания туристических маршрутов.
"Инициатива больше исходит от госучреждений, а частные хозяйства уже подтягиваются потом", — заметила Наталья Плеканчук.
Из города в деревню
По всей России развиваются и частные инициативы в сфере сельского туризма. Светлана Степанова, создатель арт-проекта в деревне Шелота Вологодской области, признается: "Выходя на веранду своего дома, я думаю: "Господи, ну какая я молодец, что так поступила!" Будучи петербурженкой, она приехала в деревню и осталась здесь жить. В этом году она продала свою "трешку" и окончательно решила стать селянкой. Впрочем, появление Светланы в деревне Шелота разнообразило сельскую жизнь. Очень давно она начала увлекаться изготовлением керамических изделий. Хобби свело ее с преподавательским составом Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Общими усилиями удалось получить грант от АНО "Центр культурных проектов "Фестиваль" на строительство единственной в России печи дровяного обжига керамики. Теперь сюда приезжают на практику студенты петербургской академии, а в Шелоте проходят ежегодные фестивали, на которые приезжают даже из ближнего и дальнего зарубежья. Как рассказала Светлана Степанова, деревня Шелота стала чуть ли не центром керамического искусства.
"Многие мои нынешние знакомые купили в деревне дома, но постоянно живу только я", — говорит Светлана.
Сама по себе эта история уже могла бы считаться уникальной. Однако на один из фестивалей приехала студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения и сняла маленький фильм. Позднее сюда приехал и один из преподавателей вуза. Теперь в Шелоте постоянно проводятся небольшие кинофестивали.
Другой пример — проект "Территория счастья" в карельской деревне Киндасово. Светлана Хребтова и Юлия Толмачёва — две горожанки, которые перебрались в деревню. Начав с культурного туризма, восстановили плавучую мельницу и наладили производство меда, а также, вовлекая в процесс местных жителей, стали проводить здесь праздники.
"Вот это как раз наша история, когда на существующем проекте мы добавили усиление сельхозпроизводства", — говорят подруги.
Схожий путь проделала Мария Краснова, восстановив дом своего прапрадеда в Ленинградской области и создав торговую лавку на основе исторического бренда, связанного с тюльпанами. Эти и многие другие кейсы доказывают, что частные инициативы способны создать уникальное лицо сельского туризма. Однако почти всегда это были истории не про деньги, а про желание получить что-то новое для себя.
Возрастные проблемы
Несмотря на позитивные примеры, отрасль сталкивается с системными проблемами. Ключевая из них, по мнению большинства спикеров, — отсутствие четких правил игры.
"Нам надо прийти к единым терминам, что считать сельским туризмом. У многих, как и у министерств сельского хозяйства и культуры, разное понимание", — говорит Евгений Курц.
Без этого невозможно выстроить четкую статистику, адресную поддержку и продвижение. Вторая острая проблема — законодательные коллизии. "К сожалению, пока тяжело будет развивать сельский туризм, потому что на землях сельхозназначения нельзя строить гостиницы. Этот вопрос требует законодательного урегулирования", — добавляет председатель комиссии Общественной палаты Ленинградской области по АПК, сельским территориям, предпринимательству, природопользованию и экологии Вероника Тарбаева. Этот правовой барьер сдерживает развитие именно частных инициатив, которые должны быть драйвером.
Сейчас энтузиасты вынуждены действовать на свой страх и риск, ограничиваясь реконструкцией существующих зданий или развивая исключительно культурную составляющую. Эксперты уверены, для профессионального сообщества — фермеров, владельцев гостевых домов, туроператоров — решение этих проблем является вопросом выживания и возможностью для масштабирования. Пока же, как показывает практика, успех достигается там, где государственная поддержка инфраструктуры и частная инициатива находят точки соприкосновения, а энтузиазм преодолевает административные барьеры.


#Выставка #Конференция #Ярмарка #Конгресс #Exhibition #Fair #Congress #vmost #rsoft #рсофт

ЭкспоФорум-Интернэшнл , 17.10.2025, 13:49

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >