В ТПП НО состоялась конференция "Государство и бизнес против коррупции"



26 марта 2012 года в ТПП Нижегородской области состоялась конференция "Государство и бизнес против коррупции". Организаторами мероприятия выступили ТПП Нижегородской области и Контрольно-счетная палата Нижегородской области.
Во встрече приняли участие главный федеральный инспектор по региону Павел Жданов, заместитель прокурора Нижегородской области Евгений Денисов, главный государственный инспектор Нижегородской области по пожарному надзору Иван Лягин, председатель Контрольно-счетной палаты Нижегородской области Елена Букарева, начальник Главного Управления Министерства Юстиции РФ по региону Георгий Игнатович, руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по области Ирина Бердникова, помощник прокурора Нижнего Новгорода Сергей Бабушкин, и.о. первого заместителя Нижегородской таможни Сергей Роев, заместитель генерального директора ТПП НО Владимир Храмов, председатель общественного Комитета по противодействию коррупции при Палате Антонина Чупрова, председатель НРО "Деловая Россия" Павел Солодкий, президент Палаты адвокатов Нижегородской области Николай Рогачев, зав.кафедрой государственно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса Александр Кузнецов и др.
Темами обсуждения стали актуальные вопросы бизнеса и коррупции в России, проблемы противодействия коррупции, наличие административных барьеров в предпринимательской деятельности, а также антикоррупционные инициативы делового сообщества.
Открывая мероприятие, Владимир Храмов подчеркнул, что некоторые представители органов государственной власти, сотрудники предприятий нередко прибегают к незаконным способам решения вопросов, возникающих при организации и ведении бизнеса. "Для малого предпринимательства коррупция навязывает определенный образ жизни, выдавливая его на обочину экономики путем нечестной конкуренции и практически лишая возможности развития", - продолжил он. Г-н Храмов особо отметил, что Торгово-промышленная палата уделяет повышенное внимание вопросам и проблемам, связанным с защитой прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области. В рамках различных советов и комитетов Палатой осуществляется работа по выявлению избыточных административных барьеров в нормативно-правовых актах. Так, за 2011 год ТПП НО провела антикоррупционную экспертизу 187 актов, выявила 23 нарушения, из которых 15 учтены.
В свою очередь, Павел Жданов одобрил инициативу ТПП Нижегородской области по организации общественной дискуссии механизмов борьбы с коррупцией в регионе и подчеркнул, что в соответствии с национальным планом наряду с совершенствованием законодательной базы руководство страны возлагает большие надежды на деятельность общественных организаций и советов при государственных структурах. "Важно сформулировать приоритеты в борьбе с коррупцией, а также в создании условий развития институтов гражданского общества", - заявил он.
Елена Букарева сообщила, что на основании поручения Президиума Совета по противодействию коррупции Счетной палатой России разработана и в пилотном режиме апробирована система критериев и показателей для оценки эффективности реализации программ противодействия коррупции в органах исполнительной власти, а также методика проведения соответствующих контрольных мероприятий. По ее словам, в настоящее время данные методики дорабатываются и возможно в скором времени будут рекомендованы для использования в работе региональных контрольно-счетных органов.
Она пояснила, что деятельность контрольно-счетных органов в рамках борьбы с коррупцией определяется по двум направлениям – внешнему и внутреннему. На внешнем уровне деятельность контрольно-счетной палаты определена ее полномочиями, в рамках которых она может выявить факты коррупции непосредственно при проведении контрольных мероприятий. На внутреннем уровне проводятся мероприятия, направленные на принятие эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов, соблюдению гражданскими служащими общих принципов служебного поведения.
Антонина Чупрова представила итоги антикоррупционного мониторинга общественного мнения, проведенного в Нижегородской области 2010-2011 годах. В ходе мониторинга удалось изучить отношение к проблеме коррупции 6931 человек из числа представителей бизнес-сообщества региона. По словам г-жи Чупровой, "столь масштабное изучение мнения бизнес-структур не имеет аналогов в других регионах Российской Федерации".
Вопрос об определении понятия "коррупция" вызвал традиционную реакцию респондентов. В результате анкетирования выяснено, что большая часть опрошенных предпринимателей Нижегородской области (34%) рассматривает содержание коррупции как получение взятки, 32% - использование служебного положения в личных целях, 19% - хищение бюджетных средств, 13% - недобросовестное исполнение должностных обязанностей, 1%. - иное.
На неизбежность коррупции, сопровождающей любые предпринимательские усилия и исключающей иные взаимоотношения между бизнесом и чиновничеством в современной России, указали более 60% респондентов. 20% бизнесменов считают, что коррупционные отношения чиновников и предпринимателей возможны, иногда полезны, но не обязательны. 13% полагают, что коррупционные связи при ведении бизнеса не нужны.
Восприятие коррупции сформировано у предпринимателей на основе личного опыта опрошенных, опыта родственников и друзей –51%. Однако, наибольшее влияние на опрошенную аудиторию оказали средства массовой информации - 47%.
При этом ответы о наиболее коррумпированных структурах различны. По мнению граждан, наиболее коррумпированными являются полиция, сферы здравоохранения и образования. Представители бизнес-сообщества по иному расставили акценты: полиция (19%), сфера здравоохранения (13%), органы прокуратуры (11%), судебные органы (10%). По словам Антонины Чупровой, неожиданным оказалось то, что среди ответов на данный вопрос каждый десятый указал, что незаконное вознаграждение было передано в судебные и прокурорские структуры. За последний год в среднем по Нижегородской области незаконное вознаграждение передавали 57% опрошенных предпринимателей, не давали незаконного вознаграждения - 43% респондентов. В Нижнем Новгороде соотношение составляет 70% и 30% бизнесменов соответственно.
Передача незаконного вознаграждения, как указали респонденты, чаще была инициирована чиновниками, чем ими самими: инициатива исходила от должностных лиц вышеперечисленных структур в 79% случаев, в 21% - от бизнесменов. Респонденты сообщили, что прибегали к передаче незаконного вознаграждения в целях ускорения рассмотрения документов (21%), оставления без внимания допущенных нарушений контролирующими и надзорными органами (15%), "стимулирования" проведения расследования сотрудниками полиции и следователями прокуратуры (10%), обеспечения победы на торгах, конкурсах и аукционах (6%), содействия в устранении конкурентов (6%), в иных целях (7%). Необходимый результат был достигнут в 49% случаев. В половине из них подкуп должностных лиц не принес предпринимателям ожидаемого результата.
Мнение бизнесменов по поводу наличия у государства стремления решить проблему коррупции разительно отличается от ответов, данных гражданами и государственными служащими. 12% предпринимателей считают, что государство стремится решить проблему коррупции и прилагает для этого усилия. Почти в 2 раза увеличилась цифра по сравнению с прошлыми опросами. 35% опрошенных при наличии очевидной государственной антикоррупционной политики указали на недостаточность предпринимаемых усилий. 48% респондентов обратили внимание на отсутствие видимых антикоррупционных шагов при продекларированном стремлении снизить уровень коррупции. И только 4% участников анкетирования считают, что стремление изжить коррупцию у государства отсутствует. Большинство бизнесменов сходятся во мнении, что основными причинами любого вида коррупционных проявлений являются стремление чиновников к личной выгоде (25%), чрезмерная бюрократизация (20%), несовершенство законодательства (17%), недостаточный контроль (14%), низкие заработные платы (14%), стремление населения решать свои проблемы с помощью незаконного вознаграждения (9%). Мнение предпринимателей города по данному вопросу несколько отличается от среднеобластных показателей. На первое место среди причин распространения коррупции 25,5% нижегородских бизнесменов поставили несовершенство управленческих структур (чрезмерную бюрократизацию). Представители бизнес-сообщества региона признают необходимость борьбы с коррупцией, но не всегда готовы принимать в ней активное участие. Лишь 15% согласились сотрудничать в полной мере.
Подводя итоги, Антонина Чупрова подчеркнула, что сложившаяся ситуация в сфере противодействия коррупции во многом обусловлена ментальной пассивностью граждан России, ставшей частью национального сознания и не позволяющей открыто бороться с проблемой на всех уровнях. По ее словам, коррупция как явление охватывает все сферы общественной деятельности и по своей сути представляется неизбежным для большей части населения. Инициатива передачи незаконного вознаграждения чаще всего исходит от официальных лиц. Однако было бы неправильным оставить без внимания то обстоятельство, что коррупционные взгляды присущи в среднем каждому пятому нижегородскому предпринимателю, поскольку 21% опрошенных сами предлагают чиновникам незаконное вознаграждение.
Участники конференции поддержали усилия Президента и Правительства Российской Федерации, направленные на противодействие коррупции. По словам организаторов, актуальность темы конференции определялась, прежде всего, состоянием предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции, высоким уровнем ее распространения. Коррупция в России представляет серьезную угрозу не только верховенству закона, стабильности демократических институтов, моральным устоям общества, но также препятствует здоровой конкуренции в сфере предпринимательства, затрудняет экономическое развитие и фактически рассматривается как одна из угроз безопасности государства.
Коррупция как негативное явление рассматривается в двух аспектах: социально-экономическом и уголовно-правовом. Наличие коррупции в обществе обуславливается не только противоправными действиями должностных лиц и служащих государственных и иных организаций, но в первую очередь правосознанием граждан и их отношением к коррупционному поведению.
Участники конференции пришли к общему мнению, что в последнее время наметилась тенденция к формированию действенного партнерства органов государственной власти и бизнеса в развитии законодательной антикоррупционной базы, выстраивании системы организационных и правовых мер, направленных на искоренение коррупционных проявлений в России.
По итогам конференции принята резолюция, содержащая конкретные меры противодействия коррупции в законодательной, правоприменительной, экономической, культурно-идеологической и научно-информационной сферах. Таким образом, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации: ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3. Кроме этого, следует привлекать аккредитованных независимых экспертов к правотворческой деятельности в целях минимизации коррупциогенных факторов в проектах нормативных актов, административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг; реализовать участие союзов и объединений предпринимателей в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; активизировать работу по устранению избыточных ограничений для бизнеса посредством комплексного анализа законодательства и правоприменительной практики в экономике; продолжить проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение общественного мнения по проблеме коррупции. Более того, необходимо разработать образовательные программы, направленные на понимание сущности коррупции, ее общественной опасности. Итак, эффективное противодействие коррупции возможно только при комплексном подходе к разработке и применению наиболее действенных мер, формирующих устойчивую позицию гражданского общества и государства.



ТПП Нижегородской области, 29.03.2012, 13:11

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >