От ярмарки к фестивалю: 21 год работы над культурным имиджем Одессы



Уже больше двадцати лет каждое лето в Одессе проходит масштабная книжный праздник "Зеленая волна". О смелости, молодежи, новых форматах, тенденциях, о всем том, что превращает Одессу в город книголюбов и искушенных читателей рассказала председатель оргкомитета международного книжного фестиваля "Зеленая волна" Галина Безикович.

От создания до перезагрузки

В течение более чем 20 лет, конечно, многое менялось. Менялась жизнь вокруг – менялся фестиваль, точнее – книжная ярмарка. Фестивалем "Зеленая волна" стала в 2017 году.

Можно сказать, что за эти годы мы прошли уже несколько этапов.

В 1990-х годах, с самого начала – первый этап. Он был веселым, азартным, задорным. Мы открывали новый мир для себя и наших посетителей и одновременно открывали Одессу нашим участникам – книгоиздателям и книготорговым предприятиям. Тогда благодаря "Зеленой волне" в Одессу проторили пути многие книгораспространители, которые не просто торговали книгами в дни ярмарки, но и обзавелись здесь своими представителями, наладили каналы сбыта. "Зеленая волна" была (и до сих пор остается) первым и единственным во всем регионе массовым книжным мероприятием. На книжный "шопинг" к нам всегда тянулся буквально весь город, приезжали покупатели из других регионов и даже из других стран.

Книжному фестивалю уже 21 год В начале 2000-х понадобилась перезагрузка. При том, что "Зеленая волна" изначально была и продолжала оставаться именно книготорговой ярмаркой, мы стали больше внимания уделять интеллектуальной составляющей, серьезнее относиться к сопутствующей программе, привлекать к участию интеллектуалов, учредили премию "Библиофил", начали проводить профессиональные книжные конкурсы "Искусство книги" и "Одесса на книжных страницах", обзоры новинок и презентации новых изданий, встречи с авторами, познавательные детские программы и книжные праздники "Ни дня без строчки", благотворительные акции "Книги в дар", многое другое. В работу "Зеленой волны" включились культурные и образовательные институции Одессы, многочисленные книголюбы нашего города. Менялся и книжный рынок как таковой, периодически его лихорадило. Нельзя сказать, что книготорговая индустрия в Украине с ее проблемами книгоиздания, книгораспространения и книжного импорта была когда-либо простой и стабильной. Нам приходилось бороться за каждого участника, представляющего хорошие книги, без которых экспозиция книжной ярмарки не может быть по-настоящему интересной. А ведь одесситы очень взыскательные читатели и покупатели, которым не так легко угодить.

Новые смыслы

Несколько лет назад стало ясно, что необходимо очередное обновление – и по форме, и по наполнению. И мы занялись этим. Задача, которую мы перед собой поставили – расширение смысловых и пространственных рамок книжной ярмарки.

Во-первых, появился и стал набирать обороты Корнейчуковский фестиваль детской литературы, это огромный новый пласт, который вобрал в себя все, что связано детской книгой и детским творчеством. В прошлом году мы изменили "лицо" и "одежду" – фирменный стиль в рекламе. Активно присутствуем в соцсетях, занимаемся СММ. И вот в этом году официально поменяли формат и структуру. Теперь "Зеленая волна" – это не книжная ярмарка с сопутствующей программой, как было раньше, а книжный фестиваль с несколькими направлениями: книжный маркет; серьезная и разноплановая программная часть; Корнейчуковский фестиваль детской литературы, то есть большая трехдневная детская программа.

Культурная интеграция
Цели, по большому счету, не изменились – это пропаганда книги и чтения, представление издателей и стимулирование системы книгораспространения; книжная и культурная интеграция; расширение читательской аудитории; просвещение.

Что еще неизменно? Неизменными остаются универсальность и демократичность одесской книжной ярмарки, которая открыта всем: читателям разных поколений с разными предпочтениями и всему живому, интересному, что происходит в книгоиздании и литературе.

Оптимальная локация
Неоднократно меняли мы и расположение в поисках лучших условий. Это одна из главных проблем. В Одессе нет площадки, подходящей нашим участникам и посетителям по техническим условиям, нет помещений, рассчитанных на массовое скопление людей в течение целого дня при высоких температурах воздуха. Идея разместиться на Дерибасовской в свое время оказалась благотворной. Были довольны и участники, и посетители. Там – пульс города, поэтому хорошие продажи и одновременно – действенная популяризация книжности. Благодаря именно такому расположению "Зеленой волны" центр города в эти дни превращается в праздничное книжное пространство, в большой читальный зал, в территорию общения.

Площадка для чтения К сожалению, есть и минусы расположения на Дерибасовской: внешний вид (палатки, коробки и прочее), отсутствие в зоне книжной ярмарки удобных, современных, комфортабельных площадок для презентаций и полновесной программы; жара (особенно в этом году).

Рецепт эффективной работы

Для организации такого масштабного мероприятия необходимо многое. Организационный опыт. Знания, образование. Желание делать именно это, а не что-то другое. Любовь к книгам, к литературе. Смелость. Правильно подобранная команда. Хорошие партнеры. И еще много факторов.

Партнеры и дедлайны
Обычно про ежегодные большие мероприятия говорят так: начинаем работать над следующим мероприятием на следующий день после окончания предыдущего. Так и есть. Мы только что закончили подводить итоги 21-й "Зеленой волны", и уже думаем о 22-й.

К работе непосредственно на фестивале мы привлекаем много разных людей – от известных деятелей культуры и специалистов (библиотекарей, музейщиков и других) до разнорабочих. В этом году сотрудничали с новыми партнерами – одесскими культурными центрами, которые стали площадками для проведения программы: Терминал 42, 4Сity, Галерея Invogue #art, Impact Hub Odessa.

Фестиваль не состоялся бы прежде всего, без книголюбов, без покупателей. Без участников – всех тех, кто привозит книги. Без интересных спикеров и гостей. И, конечно, без партнеров. Много лет подряд "Зеленую волну" открывает Михаил Жванецкий; сложился надежный круг друзей "Зеленой волны" и Корнейчуковского фестиваля. Есть меценаты, многие из которых помогают тихо, без рекламы.

Важно, что проект поддерживает городская власть – наши цели здесь совпадают, мэрия понимает важность развития этого направления в фестивальном движении: Одесса должна развиваться как объект культурного туризма, как интеллектуальный центр. В этом году мы получили финансирование от горсовета на издание сборников победителей литературных конкурсов Корнейчуковского фестиваля, которые раньше издавали сами. Высвободившиеся средства мы пустили на усиление программы фестиваля.

Команда и мотивация
Основная, постоянная команда у нас небольшая, меньше, чем хотелось бы. Зато все работают с огромной отдачей и желанием. Работа идет с разной степенью интенсивности в течение всего года. Мы составляем планы, ездим в командировки, налаживаем новые связи, постоянно чему-то учимся, заблаговременно договариваемся с участниками и гостями, продумываем какие-то новые детали и формы мероприятий, потом все это начинаем реализовывать, готовим и запускаем рекламу и т.д. Примерно за три месяца до начала наступает уже "жара" в работе.

Вызовы и сложности
Сейчас работать и сложнее, и легче одновременно. Легче – потому что опыт помогает. Сложнее – потому что времена сейчас сложные для всех, и для книжного дела, в частности. Сложнее стало прогнозировать что-либо. Больше экономических рисков.
Есть еще такой момент – объективные сложности вызывают приток энергии и творческих сил, желание откликнуться на духовные потребности и острые вопросы, а это, в свою очередь дает обратную связь, появляются новые партнеры, расширяется круг вовлеченных.

Видимые результаты
Вход на "Зеленую волну" свободный, поэтому точных цифр быть не может. Если говорить о ярмарке, то показатель – продажи у наших участников. На Дерибасовской они стабильно высокие, несмотря на ощутимый рост цен на книги. Если говорить о том, сколько людей прошло через "Зеленую волну" в эти дни, то это примерно около пяти тысяч.
А программу в этом году посетило в общей сложности более двух тысяч человек (включая программу Корнейчуковского фестиваля). Это очень немало, учитывая, что тематика была достаточно серьезной, ориентированной на интеллектуальную аудиторию.

Одесские читатели
Костяк читающей Одессы много лет держит марку. Одесский книголюб – это очень взыскательный, разборчивый, образованный читатель. А еще книжная аудитория помолодела, и это очень радует. Но и налагает ответственность. Надо смотреть на многое глазами молодых. Нет, не "бежать, задрав штаны, за комсомолом", это ужасно, а понимать процессы. И работать на будущее, уважая при этом все существующие добрые традиции.

Фестиваль 2018 года
Он будет удобным для всех. Полезным. Радостным. С множеством хороших книг. С яркой программой. Это общие слова, конечно. Подробнее можно будет говорить об этом немного позже. Хотелось бы решить ряд проблем.
Летний сезон для нас – константа: переносить "Зеленую волну" на другое время года мы не можем, так как весной в Киеве "Книжковий Арсенал", а в сентябре во Львове "Форум видавців". Поэтому мы экспериментируем, продолжаем искать новые локации, оптимальные варианты расположения.

Всегда рады умным инициативам со стороны и новым партнерам, которые разделяли бы наши цели. Еще в дни фестиваля всегда нужны волонтеры. Мы открыты для общения постоянно – контакты на сайте, а обратная связь всегда на нашей странице в соцсети.

Автор
Ирина Чиркина
Редактор Odessa.Pub.

#Выставка #Конференция #Ярмарка #Конгресс #Exhibition #Fair #Congress #vmost #rsoft #рсофт


Экспо-Юг-Сервис, 29.08.2017, 14:15

Исполнитель Проекта:
Информационно-маркетинговая компания "РСофт, Лтд.",
Информационное агентство "Выставочный МОСТ" (Свидетельство о Регистрации средства массовой информации ИА N 77-18095 от 27 мая 2004 года выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.) - выставки, ярмарки России, СНГ и мира.
Все новости Выставочного МОСТа >