Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг

Сегодня рынок образовательных услуг борется за привлечение абитуриентов, так как с каждым годом возрастает число образовательных учреждений, которые конкурируют между собой. Особенно остро эта проблема стоит для образовательных учреждений государственного образца высшего профессионального образования в провинциальных городах, так как они конкурируют не только с местными вузами, но и с их столичными филиалами.

В результате этого, были проведены маркетинговые исследования, с помощью которых сопоставлялась совокупность факторов, в первую очередь, влияющих на потребность удовлетворения городского рынка труда в профильных специалистах. И именно качественный уровень их подготовки будет влиять на то, насколько будут востребованы выпускники учебных заведений. В результате такого подхода были выработаны несколько типов конкуренции. На первом уровне находится стратегия, которая поможет обеспечить образовательному учреждению конкурентные преимущества по определенному направлению подготовки уровня специалистов, а под вторым уровнем подразумевается стратегия, обеспечивающая конкурентоспособность по конкретной специальности. Если сопоставить с организационной структурой вуза, то объектом первой стратегии является факультет, а во втором случае – выпускающая кафедра. И объектом маркетингового исследования являются, в первую очередь, непосредственные потребители образовательных услуг – студенты, молодые специалисты-выпускники и профильные работодатели, а также потенциальные – абитуриенты.

При маркетинговом опросе абитуриентов было выявлено, что вначале они выбирают профиль, например, экономическое образование, юридическое, педагогическое или какое-либо другое. Затем выбирается вуз, предпочтительно тот, который осуществляет подготовку по выбранному профилю и только после этого - конкретная специальность. Но стоит отметить, что сегодня профиль подготовки студентов, в частности негосударственных вузов в провинциальных городах, в первую очередь, ориентирован не на удовлетворение спроса в необходимых специалистах, а в основном предлагает так называемые «модные» профессии, акцентируя внимание на том, что именно они являются престижными. И сегодня из-за усиления диверсификации учебных заведений по качественным и количественным компонентам, усиливается несбалансированность рынка образовательных услуг, а после этого и самого труда.


Выставочный МОСТ 23.07.2013
Назад к списку статей
Information support and design © RSoft, Ltd.